Путешествуя, обучающиеся участвуют в играх, праздниках, конкурсах, викторинах, экскурсиях, творческих делах, занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Путешествие начинается в сентябре с плавания по реке Правовой, и это неслучайно. Дети знакомятся с Конституцией РФ, правами и обязанностями ребёнка. Важно, что 1 сентября реализуется их право на образование, у первоклассников появляются новые обязанности, обязанности ученика. Далее все обучающиеся плывут к острову Творческих сенсаций, где проводится конкурс летних фотографий (тема меняется ежегодно, например 2013-2014 учебный год начинается с воспоминаний о лете на тему «Раз ромашка, два ромашка, трям!..»). Почему о лете? За три летних месяца в жизни каждого ребёнка происходит много интересного: новые встречи и знакомства, новые книги, увлекательные путешествия и походы по своей стране и другим странам, удивительные открытия. Фотографии помогают эти события сохранить в памяти, предоставляют возможность поделиться со школьными друзьями своими летними новостями, достижениями. На этом же острове проходит конкурс поделок из природного материала и плодов садов и огородов семей обучающихся «Осенняя симфония», который раскрывает творческую фантазию детей, их наблюдательность, демонстрирует сформированность таких качеств как трудолюбие, аккуратность. В ноябре проводится интерактивная викторина «Славная осень». Все классы в начальной школе по выбору отправляются на экскурсии (на хлебозавод, кондитерскую фабрику, в музей игрушек, выставочный зал, в усадьбу Рукавишниковых, зимний сад, на детскую железную дорогу и др.), посещают мастер-классы по мыловарению, валянию валенок, городецкой росписи и др. По итогам экскурсий и мастер-классов в гимназии проводятся свои мастер-классы (например, по мыловарению, флористике). Также проводятся мастер-классы по итогам работы кружков (1-2 классы – «Весёлый карандаш», 3-4 классы – «Умные руки»). В течение учебного года проходят различные конкурсы (по плану гимназии). По полугодиям подводятся итоги конкурсов, которые помогут выбрать самых активных участников (отдельных обучающихся и целых классов, т. е. капитанов). По итогам пребывания на Острове Творческих сенсаций создаётся книга (книга – символ острова)
Второй остров, на котором побывают ребята, - Остров Дружбы и Семьи. (Речь идёт о семье каждого обучающегося, о гимназии в целом как одной общей семье, о классной и школьной дружбе, о дружбе с другими народами, французскими друзьями). (Формируем личностные УУД, развиваем патриотизм). В сентябре все знакомятся с правами и обязанностями ребёнка в семье. В ноябре проводится Семейный Фестиваль, целью которого является развитие партнёрских отношений между педагогами гимназии и семей обучающихся гимназии. С целью укрепления отношений в семье, воспитания уважения к старшим, формирования здорового образа жизни проводятся дни здоровья:
• в декабре – «Румяные щёчки»;
• в феврале (марте) – в рамках праздничных гуляний, посвящённых Масленице;
• в июне (лагерь).
В апреле проводится праздник «Посвящение в гимназисты», который демонстрирует причастность первоклассников к большой гимназической семье. К приезду друзей из Франции (по плану гимназии) первоклассники готовят рисунки о своём городе, стране. 2-4 классы пишут письмо французскому другу о дорогих сердцу уголках любимого города. На Острове Дружбы и Семьи создаётся фотоальбом «Любимый город».
Третий остров на пути младших школьников – Остров Мудрой Совы (формируем регулятивные, познавательные УУД)
В сентябре на берегу Правовой реки ребята дают старт заплыву к пристани «Все предметы хороши», определяют, какие предметы хотели бы подружиться (интеграция). С этого момента включается в работу каждая параллель по оформлению научно- информационного стенда «Радуга наук»:
• 1 четверть – 4-ые классы
• 2 четверть – 3 классы;
• 3 четверть – 2 классы;
• 4 четверть – 1 классы.
Во всех классах открываются «научно-исследовательские лаборатории», в которых обучающиеся добровольно занимаются исследовательской работой с педагогами и родителями по интересующим их темам. В марте в рамках работы НОУ гимназии ребята защищают свои работы. Лучшие работы будут представлены на районной научно-практической конференции районного НОУ «Эврика» и рекомендованы для публикации в сборнике. Учителя-предметники проводят мастерские «Первые шаги в науку» (биология, химия, физика, история и др.). Учителя начальных классов совместно с учителями-предметниками проводят интегрированные уроки. В феврале-марте проводятся олимпиады по русскому языку и математике. В апреле обучающиеся принимают участие в работе Общества активных читателей на базе областной детской библиотеки. По итогам в мае проводится викторина « Все науки соединяйтесь». Лучшие обучающиеся получают сову - символ острова.
Четвёртый остров - Остров Весёлого общения. (Формируем личностные, коммуникативные УУД). На берегу реки Правовой изучаются правила внутреннего распорядка, правила поведения в гимназии, в общественных местах, т.к. без знания этих правил невозможно никакое общение. (На тематических классных часах учителя уделяют внимание вопросам правил поведения). В сентябре – октябре проводится конкурс-концерт «Звёздный дождь». В декабре параллель 3-х классов приглашает все начальные классы в гостиную «По следам Дедов Морозов» (презентация в зале), где познакомит с тем, как встречают Новый год в других странах. Ребята начальных классов пишут письма Деду Морозу. В январе – конкурс стихов «Вдохновение». В классах проводятся праздники, посвящённые 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая. В течение года посещение музея гимназии. Итог: творческий отчёт группы младших школьников, посещающих театральную студию под руководством Е.В. Кондратьевой, - в феврале (в рамках детского фестиваля им. Е.Евстигнеева). В апреле 4-б приглашает на спектакль, который готовят в кружке «Волшебные кулисы». 3-а класс проводит мастер-класс по встрече Масленицы (Пасхи) – кружок «Русский дом».
Лучшие команды-классы, капитаны, выявленные в течение путешествия, награждаются грамотами, подарками. Капитаны (при посещении летнего школьного лагеря) будут рекомендованы в совет лагеря.
План путешествия может корректироваться с учётом общезначимых гимназических дел, памятных дат и др.